Государственное Унитарное Предприятие "УЗБЕКГИДРОГЕОЛОГИЯ"

Положение “О водопользовании и водопотреблении в Республике Узбекистан”

Официальный источник в PDF-файле

Постановление
Кабинета Министров Республики Узбекистан
Об утверждении Положения о порядке водопользования и водопотребления в Республи-ке Узбекистан
(Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2013 г., № 12, ст. 155)

Во исполнение Закона Республики Узбекистан «О воде и водопользовании» и в целях рационального использования водных ресурсов Кабинет Министров постановляет:
1. Утвердить Положение о порядке водопользования и водопотребления в Республике Узбекистан, согласно приложению № 1, и ввести его в действие с 1 апреля 2013 года.
2. Министерству сельского и водного хозяйства, Министерству здравоохранения, Госу-дарственному комитету Республики Узбекистан по охране природы, Государственному ко-митету Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам, Государственной ин-спекции по надзору за геологическим изучением недр, безопасным ведением работ в про-мышленности, горном деле и коммунально-бытовом секторе при Кабинете Министров Рес-публики Узбекистан, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей, городов и районов:
в месячный срок привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с утвержден-ным Положением;
в десятидневный срок разработать конкретные меры по реализации утвержденного По-ложения и обеспечить неукоснительное соблюдение его требований всеми водопользовате-лями и водопотребителями;
ужесточить контроль за рациональным использованием и охраной вод во всех отраслях экономики, а также за соблюдением установленных лимитов водозабора, ведением учета и отчетности всеми водопользователями и водопотребителями в установленном порядке.
3. Признать утратившими силу, а также внести изменение в некоторые решения Прави-тельства Республики Узбекистан по перечню согласно приложению № 2.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Информационно-аналитический департамент по вопросам сельского и водного хозяйства, переработки сель-скохозяйственной продукции и потребительских товаров Кабинета Министров.

Премьер-министр Республики Узбекистан
Ш. МИРЗИЁЕВ
г. Ташкент,
19 марта 2013 г.,
№ 82

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 к постановлению Кабинета Министров от 19 марта 2013 г. № 82

I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет порядок водопользования и водопотребления на тер-ритории Республики Узбекистан.
2. В настоящем Положении используются следующие основные понятия:
водопользование — использование водных ресурсов юридическими и физическими лица-ми без изъятия их из водного объекта для собственных нужд;
водопользователь — юридическое или физическое лицо, использующее водные ресурсы без изъятия их из водного объекта для собственных нужд;
водопотребление — использование водных ресурсов юридическими и физическими лица-ми с изъятием их из водного объекта в установленном порядке для удовлетворения собствен-ных нужд;
водопотребитель — юридическое или физическое лицо, получающее в установленном по-рядке водные ресурсы с изъятием их из водного объекта для удовлетворения собственных нужд;
ассоциация водопотребителей — негосударственная некоммерческая организация, созда-ваемая водопотребителями — юридическими лицами на добровольной основе для координации их деятельности в области водных отношений, а также представления и защиты их общих ин-тересов;
водный объект — естественные (ручьи, саи, реки и др.) и искусственные (открытые и за-крытые каналы, а также коллекторно-дренажные сети) водотоки, естественные (озера, моря, подземные водоносные горизонты) и искусственные (водохранилища, селехранилища, пруды и др.) водоемы, а также родники и иные объекты, в которых постоянно или временно сосредоточиваются воды и имеются характерные формы и признаки водного режима;
водные ресурсы — воды водных объектов, доступные или подлежащие к использованию.
3. Государственное управление в области использования вод осуществляется Кабинетом Министров Республики Узбекистан, органами государственной власти на местах, а также спе-циально уполномоченными органами государственного управления по регулированию использования вод непосредственно или через бассейновые (территориальные) управления и иными государственными органами.
4. Специально уполномоченными органами государственного управления по регулирова-нию использования вод являются Министерство сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан (поверхностные воды), Государственный комитет Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам (подземные воды) и Государственная инспекция по надзору за геологическим изучением недр, безопасным ведением работ в промышленности, горном деле и коммунально-бытовом секторе при Кабинете Министров Республики Узбекистан (термальные и минеральные воды) в пределах их компетенции.
5. Государственный контроль за использованием и охраной вод осуществляют органы го-сударственной власти на местах, Государственный комитет Республики Узбекистан по охране природы, Государственная инспекция по надзору за геологическим изучением недр, безопас-ным ведением работ в промышленности, горном деле и коммунально-бытовом секторе при Ка-бинете Министров Республики Узбекистан, Министерство здравоохранения Республики Узбе-кистан, Министерство сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан в порядке, уста-новленном законодательством.
6. Регулирование пользования трансграничными водными объектами (рек Амударьи, Сыр-дарьи, Зарафшан, Аральского моря и других трансграничных водных объектов), расположен-ными на территории Республики Узбекистан и других государств в бассейне Аральского моря, осуществляется в соответствии с международными договорами Республики Узбекистан.
Водопользование и водопотребление, проведение водохозяйственных и водоохранных ме-роприятий на трансграничных водных объектах осуществляются в соответствии с международ-ными договорами Республики Узбекистан.
В той мере, в какой водопользование или водопотребление в части трансграничных вод-ных объектов Республики Узбекистан не урегулировано международными договорами Респуб-лики Узбекистан, оно осуществляется в соответствии с законодательством Республики Узбеки-стан.

II. Виды водопользования и водопотребления

 

7. В зависимости от способа забора воды из водного объекта, влияния на состояние вод и водных объектов водопользование подразделяется на общее и специальное водопользование.
Общим водопользованием является использование воды физическими лицами в целях удовлетворения собственных нужд и других потребностей без применения специальных сооружений и устройств, оказывающих влияние на состояние вод и водных объектов.
Специальным водопользованием является водопользование, осуществляемое юридически-ми и физическими лицами с применением специальных сооружений и устройств, оказы-вающих влияние на состояние вод и водных объектов. К специальному водопользованию в от-дельных случаях может быть также отнесено водопользование без применения специальных сооружений и устройств, но оказывающее влияние на состояние вод и водных объектов.
Перечень видов общего и специального водопользования устанавливается Министерством сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан, Министерством здравоохранения Рес-публики Узбекистан, Государственным комитетом Республики Узбекистан по охране природы, Государственным комитетом Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам, Государственной инспекцией по надзору за геологическим изучением недр, безопасным веде-нием работ в промышленности, горном деле и коммунально-бытовом секторе при Кабинете Министров Республики Узбекистан в пределах их компетенции в соответствии с законодатель-ством.
8. По целевому использованию водопотребление подразделяется на питьевое, коммуналь-но-бытовое, лечебное, курортное, рекреационное, рыбохозяйственное, промышленное, энерге-тическое, сельскохозяйственное и другие.
9. В зависимости от количества забора воды из водного объекта водопотребление подраз-деляется на общее и специальное водопотребление.
Общим водопотреблением является водопотребление физическими лицами в целях удовле-творения их личных питьевых, бытовых, рекреационных, лечебных нужд, водопоя животных и других потребностей без применения специальных сооружений и устройств, оказывающих влияние на состояние вод и водных объектов. Индивидуальный забор юридическими и физическими лицами из подземных вод в объеме до 5 куб. м в сутки относится к общему водопотреблению. (!)
Специальным водопотреблением является водопотребление, осуществляемое юридически-ми и физическими лицами с применением специальных сооружений и устройств, оказы-вающих влияние на состояние вод и водных объектов. К специальному водопотреблению в отдельных случаях может быть также отнесено водопотребление без применения специальных сооружений и устройств, но оказывающее влияние на состояние вод и водных объектов.
10. Водные ресурсы предоставляются для потребления при соблюдении установленных за-конодательством требований и условий.

III. Объекты водопользования и источники водопотребления

11. Водные объекты или их части могут быть объектами водопользования или источни-ками водопотребления и предоставляться в пользование или для водопотребления в установ-ленном законодательством порядке.
12. Водные объекты могут состоять в обособленном или совместном пользовании.
Водным объектом обособленного пользования является водный объект, полностью или частично переданный в пользование юридическим или физическим лицам в установленном законодательством порядке.
Водным объектом совместного пользования является водный объект, не предоставленный в обособленное пользование.
13. Водные объекты предоставляются в постоянное или временное пользование. Постоян-ным признается пользование без заранее установленного срока. Временное пользование может быть краткосрочным — до трех лет и долгосрочным — до двадцати лет.
Сроки временного пользования водными объектами по ходатайству заинтересованных пользователей могут быть продлены государственными органами, принявшими решение о пре-доставлении водного объекта в обособленное пользование или выдавшими разрешение на спе-циальное водопользование.
14. Водные объекты предоставляются водопользователям в пользование для удовлетворе-ния сельскохозяйственных, питьевых, лечебных и бытовых нужд водопотребителей, курорт-ных, рекреационных и других нужд населения, промышленных, энергетических, транспортных, рыбохозяйственных и иных государственных или общественных надобностей при соблюдении предусмотренных законодательством требований и условий.
15. На водных объектах, предоставленных в обособленное пользование, общее водопользо-вание и водопотребление допускается на условиях, установленных организациями, эксплуати-рующими эти водные объекты, по согласованию с органами сельского и водного хозяйства, по охране природы, а при необходимости — может быть запрещено в соответствии с законодатель-ством.
Изъятие водных объектов из обособленного пользования производится в порядке, установ-ленным законодательством.
16. На водных объектах совместного пользования общее водопользование и водопотребле-ние допускается на условиях, установленных органами государственной власти на местах, по согласованию с органами сельского и водного хозяйства, по охране природы, а при необходи-мости — может быть запрещено в соответствии с законодательством.

IV. Лимиты водозабора и порядок его установления

17. Объем водных ресурсов для установления лимитов водозаборов слагается из:
водных ресурсов трансграничных водных объектов (рек Амударьи, Сырдарьи, Зарафшан, их притоков, протекающих по территории нескольких республик) по лимитам, установленным протокольными решениями Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии (МКВК), а также межправительственными решениями (из малых трансграничных рек);
поверхностного стока на территории Узбекистана с учетом поправок, вносимых исходя из фактической водности, а также за счет перерегулирования и переброски стоков;
отбора воды из эксплуатационных запасов подземных вод;
повторного использования возвратных вод, а также доступных коллекторно-дренажных вод.
18. Лимиты водозабора устанавливаются всем водопользователям и водопотребителям.
19. Лимиты водозабора устанавливаются в следующем порядке приоритетности:
питьевое, лечебное и коммунально-бытовое хозяйство; промышленность; сельское хозяйст-во; санитарные и природоохранные попуски.
20. Лимиты водозабора, устанавливаемые для нужд озеленения, спортивных и оздорови-тельных объектов, по приоритетности приравниваются к коммунальным нуждам.
21. Лимиты водозабора на территории Республики Узбекистан устанавливаются уполномо-ченными на то организациями и являются обязательными для всех водопользователей и водо-потребителей.
22. Лимиты водозабора устанавливаются органами сельского и водного хозяйства, за ис-ключением фермерских и дехканских хозяйств и других водопотребителей, обслуживаемых ассоциациями водопотребителей, а также предприятий и организаций коммунального и бытового хозяйства, обслуживаемых их соответствующими эксплуатационными организа-циями.
23. Лимиты водозабора устанавливаются органами сельского и водного хозяйства по вод-ным источникам (реки, коллекторно-дренажные воды, а также другие поверхностные воды), бассейновым ирригационным системам, магистральным каналам (системам), ирригационным системам, отраслям экономики, территориям, по водопользователям и водопотребителям.
Лимиты водозабора из подземных вод устанавливаются органами сельского и водного хо-зяйства по согласованию с органами по геологии и минеральным ресурсам и по надзору за гео-логическим изучением недр, безопасным ведением работ в промышленности, горном деле и коммунально-бытовом секторе (в части термальных и минеральных вод).
24. Лимиты водозабора устанавливаются:
Министерством сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан –бассейновым управлениям ирригационных систем, управлениям магистральных каналов (систем) межобла-стного и трансграничного значения, отдельным предприятиям и организациям, эксплуатирую-щим крупные и особо важные водные, энергетические и коммунально-бытовые объекты, по источникам, территориям и отраслям экономики;
бассейновыми управлениями ирригационных систем — управлениям ирригационных сис-тем, а также другим водопользователям и водопотребителям — из водных объектов областного (Республики Каракалпакстан) или межрайонного значения по источникам, территориям и от-раслям экономики;
управлениями ирригационных систем — ассоциациям водопотребителей, а также другим водопользователям и водопотребителям — из водных объектов районного значения по источни-кам, территориям и отраслям экономики;
ассоциациями водопотребителей — фермерским и дехканским хозяйствам, органам само-управления граждан и другим водопотребителям, находящимся в зоне их обслуживания.
Лимит водозабора из подземных вод для несельскохозяйственных нужд устанавливается при оформлении разрешения на специальное водопользование или водопотребление на период срока действия разрешения.
25. Лимит водозабора водопользователям и водопотребителям из системы коммунального водоснабжения устанавливается соответствующими обслуживающими их эксплуатационными организациями в порядке, определяемом Агентством «Узкоммунхизмат».
26. Лимиты водозабора устанавливаются с учетом прогноза и фактической водности источ-ников два раза в год — для нужд сельского хозяйства и один раз в год — для других нужд и явля-ются обязательными для водопользователей и водопотребителей.
27. Планирование использования вод и установление лимитов водозабора должны обеспе-чивать научно обоснованное распределение вод между водопользователями и водопотребите-лями с учетом первоочередного удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения, условий охраны и предупреждения их вредного воздействия.
При этом учитываются данные государственного водного кадастра, водохозяйственные ба-лансы, схемы комплексного использования и охраны вод.
28. Водопользователям и водопотребителям лимиты водозаборов устанавливаются при предоставлении ими в установленном порядке:
разрешения на специальное водопользование или водопотребление;
планов водопользования или водопотребления, утвержденных в установленном порядке (за исключением водопользователей и водопотребителей системы водопроводно-коммунального водоснабжения).
29. Места забора воды водопользователей и водопотребителей должны иметь паспорт, за-регистрированный в обслуживающей эксплуатационной организации. Места водозаборов под-лежат оснащению средствами учета воды (гидропост), которые проходят аттестацию в установ-ленном порядке.
Учет воды, забираемой фермерскими и дехканскими хозяйствами, а также населением, при сельскохозяйственном водопотреблении до оснащения соответствующих их мест водозабора средствами учета может быть проведен объемным, расчетным и другими способами, с учетом фактических площадей орошения, количества поливов, режима орошения сельскохозяйствен-ных культур, продолжительности водозабора и др.
Порядок регистрации паспортов мест забора воды водопользователей и водопотребителей, а также аттестации средств учета воды (гидропостов) устанавливается:
а) Министерством сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан:
из искусственных водных объектов, находящихся на балансах эксплуатационных водохо-зяйственных организаций Министерства сельского и водного хозяйства Республики Узбеки-стан и иных предприятий;
из естественных водных объектов — по согласованию с Государственным комитетом Рес-публики Узбекистан по охране природы, а также Государственным комитетом Республики Уз-бекистан по геологии и минеральным ресурсам (в части подземных вод);
из термальных и минеральных вод — по согласованию с Государственной инспекцией Рес-публики Узбекистан по надзору за геологическим изучением недр, безопасным ведением работ в промышленности, горном деле и коммунально-бытовом секторе при Кабинете Министров Республики Узбекистан;
б) Агентством «Узкоммунхизмат» — из системы коммунального водоснабжения.
30. Лимиты водозабора для сельскохозяйственных нужд устанавливаются:
Министерством сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан ежегодно в срок до 15 сентября — на осенне-зимний период (с 1 октября по 31 марта) и до 15 марта — на период веге-тации (с 1 апреля по 30 сентября);
управлениями бассейновых ирригационных систем ежегодно в срок до 20 сентября — на осенне-зимний период и до 20 марта — на период вегетации;
управлениями ирригационной системы ежегодно в срок до 25 сентября — на осенне-зимний период и до 25 марта — на период вегетации;
ассоциациями водопотребителей ежегодно в срок до 1 октября — на осенне-зимний период и до 1 апреля — на период вегетации.
Лимиты водозабора несельскохозяйственным водопользователям и водопотребителям ус-танавливаются один раз в год — до 1 октября ежегодно.
Лимиты водозабора несельскохозяйственным водопользователям и водопотребителям из подземных вод устанавливаются один раз на период срока действия специального разрешения.
31. Лимиты водозабора утверждаются:
приказом Министерства сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан на основе рекомендации Совета по рациональному использованию земельных и водных ресурсов, разви-тию ирригации и повышению плодородия почв;
приказом управления бассейновых ирригационных систем — на основе рекомендации Водохозяйственного совета управления;
приказом управления ирригационной системы — на основе рекомендации Водной комис-сии управления;
протоколом общего собрания ассоциаций водопотребителей — по согласованию с район-ным отделом сельского и водного хозяйства.
32. Лимиты водозабора водопользователям и водопотребителям из системы коммунального водоснабжения для нужд коммунально-бытового хозяйства утверждаются приказами соответ-ствующих обслуживающих их эксплуатационных организаций в порядке, устанавливаемом Агентством «Узкоммунхизмат».
33. Для получения лимитов водозабора для сельскохозяйственных нужд водопользователи и водопотребители за месяц до начала осенне-зимнего и вегетационного периодов, а для не-сельскохозяйственных нужд — ежегодно до 1 сентября, должны письменно обратиться в соот-ветствующую обслуживающую их эксплуатационную организацию, с предоставлением необ-ходимых документов по перечню согласно пункту 28 настоящего Положения.
34. Лимиты водозабора должны отражать общий объем разрешенного водозабора по источ-никам (река, сай, родник, водоем, ирригационная система, магистральный канал (система) и др.), с декадной их разбивкой по конкретным местам водозабора.
35. При установлении лимитов водозабора должна соблюдаться приоритетность отрасли и равная процентная обеспеченность всех водопользователей и водопотребителей отдельно по источникам и ирригационным системам, с учетом ожидаемой водности.
36. Лимиты водозабора, за исключением случаев понижения водности источников, не мо-гут быть изменены без согласия водопользователей и водопотребителей.
В случаях понижения или повышения водности источников лимиты водозаборов могут быть в оперативном порядке откорректированы с разрешения вышестоящей уполномоченной организации, без изменения параметров плана водопользования или водопотребления.
37. В двухмесячный срок по окончании установленного периода водопользования и водо-потребления уполномоченными организациями, с учетом фактической водности источников, утверждаются окончательные лимиты водозаборов за прошедший период.

V. Планирование водопользования и водопотребления

38. Водопользование и водопотребление осуществляются на основе планов водопользова-ния и водопотребления с учетом ежегодной фактической водообеспеченности. Планы водопользования и водопотребления составляются в соответствии с утвержденными нормативными документами в пределах выделенных лимитов водозабора самими водопользователями и водопотребителями.
Планирование водопользования и водопотребления на коллекторно-дренажной сети осуществляется с учетом мелиоративного состояния земель и качества коллекторно-дренажной воды.
39. Планы водопотребления фермерских и дехканских хозяйств, органов самоуправления граждан и других водопотребителей утверждаются обслуживающими их ассоциациями водопотребителей. Ассоциации водопотребителей обобщают планы водопотребления и составляют планы водопользования ассоциаций.
Планы водопользования ассоциаций водопотребителей, а также других водопользователей и водопотребителей обобщаются управлениями ирригационных систем и бассейновыми управлениями ирригационных систем.
40. Составленные и обобщенные планы водопользования и водопотребления утверждаются:
по ассоциациям водопотребителей — управлением ирригационной системы по согласованию с районным отделом сельского и водного хозяйства;
по ирригационной системы — бассейновым управлением ирригационных систем по согласованию с соответствующими территориальными органами Министерства сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан;
по бассейновой ирригационной системе, по крупным и особо важным водохозяйственным объектам — Главным управлением водного хозяйства Министерства сельского и водного хозяй-ства Республики Узбекистан.
41. Планы водопользования и водопотребления для нужд коммунально-бытовых хозяйств составляются и утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Агентством «Уз-коммунхизмат».
42. Планы водопользования и водопотребления являются неотъемлемой частью договора о водопользовании и водопотреблении.

VI. Договоры о водопользовании и водопотреблении

43. Водные отношения между ассоциацией водопотребителей и ее членами, находящимися в зоне ее обслуживания, а также другими органами сельского и водного хозяйства и иными юридическими и физическими лицами регулируются на договорной основе.
44. Услуги водопользователей по доставке воды, а также другие оказанные водохозяйст-венные услуги оплачиваются на договорной основе.
Условия и случаи взимания платы за оказанные услуги по доставке воды эксплуатацион-ными водохозяйственными организациями Министерства сельского и водного хозяйства Рес-публики Узбекистан устанавливаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
45. Типовые формы договоров о водопользовании и водопотреблении утверждаются Министерством сельского и водного хозяйства (за исключением случаев водопользования и водопотребления из системы коммунального водоснабжения) по согласованию с Государственным комитетом Республики Узбекистан по охране природы (при водозаборе из естественных водных объектов), Государственным комитетом Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам (при водозаборе из подземных вод), Государственной инспекцией по надзору за геологическим изучением недр, безопасным ведением работ в промышленности, горном деле и коммунально-бытовом секторе при Кабинете Министров Республики Узбекистан (при водозаборе из термальных и минеральных вод) и Министерством юстиции Республики Узбекистан.
Типовые формы договоров о водопользовании и водопотреблении из системы коммуналь-ного водоснабжения утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Агентством «Узкоммунхизмат».
46. Юридические и физические лица заключают договоры о водопользовании и водопо-треблении с соответствующими обслуживающими их эксплуатационными организациями.
47. Обязательным требованием при заключении договора о водопользовании или водопо-треблении является наличие:
утвержденного плана водопользования или водопотребления на основании лимитов водо-забора (за исключением граждан при коммунально-бытовом водопотреблении);
разрешения на специальное водопользование или водопотребление.
48. Заключенные в установленном порядке договоры о водопользовании и водопотребле-нии подлежат учету:
в Главном управлении водного хозяйства Министерства сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан — договоры, заключенные с отдельными организациями, эксплуати-рующими водные объекты межобластного и трансграничного значения, а также крупные и особо важные объекты;
в бассейновых управлениях ирригационных систем — договоры, заключенные с эксплуата-ционными организациями, входящими в состав бассейнового управления;
в районных отделах сельского и водного хозяйства — договоры, заключенные ассоциа-циями водопотребителей с фермерскими и дехканскими хозяйствами, органами самоуправления граждан и другими водопотребителями и водопользователями, находящимися в зоне их обслуживания.
Перечень договоров, подлежащих учету в Главном управлении водного хозяйства Мини-стерства сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан, бассейновых управлениях ир-ригационных систем, в районных отделах сельского и водного хозяйства, утверждается Мини-стерством сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан.
Реестр договоров о водопользовании и водопотреблении передается Республиканской вод-ной инспекции «Узсувназорат» Министерства сельского и водного хозяйства и территориаль-ным ее структурным подразделениям (при водопользовании и водопотреблении из искусствен-ных водных объектов) и соответствующим органам Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы (при водопользовании и водопотреблении из естественных водных объектов) для обеспечения контроля в установленном порядке.
Договоры о водопользовании и водопотреблении, заключенные эксплуатационными орга-низациями системы коммунального водоснабжения с водопользователями и водопотребителя-ми, подлежат учету в порядке, устанавливаемом Агентством «Узкоммунхизмат».
49. Права и обязанности сторон определяются договором согласно требованиям Закона Республики Узбекистан «О воде и водопользовании» и иными актами законодательства.
VII. Порядок забора водных ресурсов, ведения учета и отчетности при водопользовании и водопотреблении, а также их мониторинга

50. Забор водных ресурсов для водопользования и водопотребления осуществляется только при наличии договора о водопользовании и водопотреблении, поставленного в установленном порядке на учет, по согласованию с обслуживающей эксплуатационной организацией.
51. Забор воды из водных объектов осуществляется только по письменным заявкам водо-пользователей и водопотребителей (за исключением случаев забора воды из системы комму-нального водоснабжения, а также подземных водоемов) по их готовности к водопользованию и водопотреблению, на основании плана водопользования и водопотребления, в пределах уста-новленного лимита водозабора.
Заявки на забор водных ресурсов водопользователями и водопотребителями подаются об-служивающей эксплуатационной организации или его уполномоченному лицу за десять дней до начала водозабора, в установленной форме, с указанием конкретных мест и сроков (начало и конец) забора, а также количества водных ресурсов, с указанием цели их использования или потребления.
Заявленное количество водных ресурсов для забора из источника не должно превышать ут-вержденного лимита водозабора.
В случае необходимости снижения объема или остановки забора водных ресурсов водо-пользователи и водопотребители должны письменно (в аварийных случаях — по телефону) со-общить об этом соответствующей обслуживающей эксплуатационной организации или его уполномоченному лицу.
52. Места забора водных ресурсов должны быть оснащены соответствующими средствами их регулирования и учета. Средства регулирования и учета должны постоянно содержаться в исправном рабочем состоянии. Оснащение мест водозабора средствами регулирования и учета водных ресурсов производится водопользователями и водопотребителями по принадлежности.
53. Водопользователи и водопотребители обязаны принимать комплексные меры, направ-ленные на экономное и рациональное использование выделенных водных ресурсов, а также охрану вод.
54. В целях обеспечения государственного учета вод и их использования, ведения Государ-ственного водного кадастра и составления водохозяйственных балансов устанавливается ве-дение систематического учета и отчетности при водопользовании и водопотреблении и их мониторинга в соответствии с порядком, устанавливаемым Министерством сельского и вод-ного хозяйства, по согласованию с Государственным комитетом Республики Узбекистан по охране природы, Государственным комитетом Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам (подземные воды) и Государственной инспекцией Республики Узбекистан по надзору за геологическим изучением недр, безопасным ведением работ в промышленности, горном деле и коммунально-бытовом секторе при Кабинете Министров Республики Узбекистан (термальные и минеральные воды) в пределах их компетенции.
Порядок забора, учета и отчетности водных ресурсов при водопользовании и водопотреб-лении из системы коммунального водоснабжения устанавливается Агентством «Узкоммунхиз-мат».
55. Все специальные водопользователи и водопотребители обязаны вести учет и отчет-ность, представлять информацию о водопользовании и водопотреблении, а также о водоотведении согласно порядку, устанавливаемому Министерством сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан, а в случае забора воды из системы коммунального водоснабжения – согласно порядку, устанавливаемому Агентством «Узкоммунхизмат».

VIII. Прекращение права водопользования или водопотребления

56. Право водопользования или водопотребления прекращается в случаях:
минования надобности в водопользовании, водопотреблении или отказа от них;
истечения срока водопользования или водопотребления;
ликвидации предприятия, учреждения, организации, фермерского хозяйства, ликвидации (прекращения деятельности) дехканского хозяйства;
передачи водохозяйственных сооружений другим водопользователям;
возникновения необходимости изъятия водных объектов из обособленного пользования.
Право водопользования или водопотребления (кроме права пользования водами для питье-вых и бытовых нужд) может быть прекращено также в случаях:
нарушения правил водопользования или водопотребления и охраны вод (водопользование и водопотребление без заключения соответствующего договора, забор водных ресурсов без подачи заявки и разрешения на водозабор, забор воды из незарегистрированных мест, использование технически непригодных средств управления и учета воды, повреждение водохозяйственных сооружений и устройств, нарушение правил их эксплуатации, систематический срыв ведения учета водозабора и отчетности по водопользованию и водопотреблению, сброс сточных вод в водные объекты сверх установленной нормы и низкого качества и др.);
нецелевого водопользования или водопотребления (использование воды в целях, не указанных в договорах на водопользование и водопотребление, сброс поливной воды в коллекторно-дренажные сети, несоблюдение агротехнических приемов рационального использования водных ресурсов и др.);
сверхлимитного водозабора (забор воды сверх установленного лимита водозабора в дого-воре по водопотреблению);
при неуплате за оказанные услуги по доставке воды и другие оказанные водохозяйст-венные услуги, предусмотренные в договоре по водопользованию и водопотреблению.
57. Право водопользования или водопотребления прекращается путем:
аннулирования разрешения на специальное водопользование или водопотребление, а также расторжения договора на водопользование и водопотребление;
изъятия водных объектов, предоставленных в обособленное пользование.
Прекращение специального водопользования или водопотребления осуществляется в уста-новленном законодательством порядке по решению органа, выдавшего разрешение на него.
58. При нарушении порядка водопользования и водопотребления обслуживающими экс-плуатационными организациями могут быть приняты в отношении водопользователей и водо-потребителей меры, предусмотренные договором.
Надзор за соблюдением порядка водопользования и водопотребления из естественных вод-ных объектов осуществляют органы Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы.
Надзор за соблюдением порядка водопользования и водопотребления из искусственных водных объектов осуществляет Республиканская водная инспекция «Узсувназорат».

IX. Ответственность за нарушение порядка водопользования и водопотребления

59. За нарушение порядка водопользования и водопотребления граждане и должностные лица привлекаются к административной ответственности в соответствии с Кодексом Республики Узбекистан об административной ответственности.
60. В отношении водопользователей и водопотребителей при нарушении ими порядка во-дозабора для сельскохозяйственных, рыбохозяйственных, промышленных, энергетических и коммунально-бытовых нужд применяются следующие штрафные санкции:
за сверхлимитный водозабор водопотребителями – 10 % от установленного размера мини-мальной заработной платы за каждую тысячу кубометров сверхлимитно забранной воды;
за забор воды из неразрешенных мест водозаборов, а также самовольный захват воды водо-пользователями и водопотребителями – 20 % от установленного размера минимальной заработ-ной платы за каждую тысячу кубометров забранной воды.
При повторном нарушении порядка водопользования и водопотребления в течение одного года штрафные санкции, указанные в настоящем пункте, применяются в десятикратном разме-ре.
Штрафные санкции за сверхлимитный водозабор для сельскохозяйственных водопотреби-телей применяется два раза в год (по итогам осенне-зимнего и вегетационного периодов), а для остальных водопотребителей – один раз по итогам календарного года.
В договорах о водопользовании и водопотреблении помимо штрафных санкций, указан-ных в настоящем пункте, могут быть предусмотрены и другие дополнительные меры ответственности.
61. Штрафные санкции, указанные в пункте 60 настоящего Положения, применяются в ус-тановленном порядке:
Республиканской водной инспекцией «Узсувназорат» Министерства сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан и ее подразделениями на местах — при водозаборе из искусст-венных водных объектов;
Государственным комитетом Республики Узбекистан по охране природы и его территори-альными органами — при водозаборе из естественных водных объектов.
62. За нарушения установленного порядка водопользования и водопотребления в комму-нально-бытовом хозяйстве принимаются меры в соответствии с законодательством.
63. В отношении водопользователей и водопотребителей – субъектов предприниматель-ства штрафные санкции, указанные в пункте 60 настоящего Положения, применяются судом, за исключением случаев признания ими вины и добровольной уплаты штрафных санкций.
В остальных случаях применение штрафных санкций осуществляется органами, указанны-ми в пункте 61 настоящего Положения, в порядке, установленном Министерством сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан и Государственным комитетом Республики Узбеки-стан по охране природы.
64. Ликвидация места самовольного водозабора и приведение его в первоначальное состоя-ние осуществляются самим нарушителем или за счет его средств.
65. Предприятия, учреждения, организации, сельскохозяйственные кооперативы (ширка-ты), фермерские и дехканские хозяйства и граждане обязаны возместить убытки, причиненные нарушением водного законодательства, в порядке, установленном законодательством.

X. Использование средств, поступающих от применения штрафных санкций

66. Денежные средства, поступающие от применения штрафных санкций, указанных в пункте 60 настоящего Положения, распределяются между Государственным бюджетом, специ-альным счетом Республиканской водной инспекции «Узсувназорат» и Фондом охраны природы Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы в установленном законодательством порядке.
67. Средства, поступающие на специальные счета Республиканской водной инспекции «Узсувназорат», используются по согласованию с Министерством сельского и водного хозяй-ства Республики Узбекистан в следующем порядке:
60 процентов — на реабилитацию технического состояния оросительной сети и оснащение мест водозаборов ассоциаций водопотребителей средствами управления и учета воды, раз-витие их материально-технической базы и подготовки, а также повышения квалификации кадров, материальное стимулирование водопотребителей за экономное и рациональное использование водных ресурсов;
15 процентов — на стимулирование работников эксплуатационных организаций водного хозяйства и ассоциаций водопотребителей за рациональное управление водными ресурсами;
25 процентов — на стимулирование работников Республиканской водной инспекции «Уз-сувназорат» и ее структурных подразделений, укрепление их материально-технической базы и привлечение специалистов на договорной основе.
Порядок использования указанных средств устанавливается Министерством сельского и водного хозяйства по согласованию с Министерством финансов Республики Узбекистан.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2 к постановлению Кабинета Министров от 19 марта 2013 г. № 82
Перечень решений Правительства Республики Узбекистан, признаваемых утратив-шими силу, а также в которое вносятся изменения
1. Признать утратившими силу:
а) постановление Кабинета Министров от 3 августа 1993 г. № 385 «О лимитированном во-допользовании в Республике Узбекистан»;
б) пункт 2 приложения № 1 к постановлению Кабинета Министров от 24 сентября 2003 г. № 411 «О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некото-рых решений Правительства Республики Узбекистан» (СП Республики Узбекистан, 2003 г., № 9, ст.88);
в) пункт 3 приложения № 3 к постановлению Кабинета Министров от 25 октября 2004 г. № 499 «О мерах по упорядочению отчислений во внебюджетные фонды министерств и ведомств» (СП Республики Узбекистан, 2004 г., № 10, ст.100).
2. В постановлении Кабинета Министров от 2 апреля 2010 г. № 62 «О мерах по упорядоче-нию отчислений средств во внебюджетные фонды министерств и ведомств» (СП Республики Узбекистан, 2010 г., № 4, ст.14):
а) в графе «Источник формирования» пункта 20 приложения № 1 слова «Штрафы за пере-бор лимита воды» заменить словами «Штрафы за сверхлимитный водозабор, забор воды из не-разрешенных мест водозаборов, а также самовольный захват воды водопользователями и водо-потребителями»;
б) пункт 2 приложения № 2 признать утратившим силу.

Календарь
ПнВтСрЧтПтСбВс